Слайд Yotaphone

«Наш продукт работает в любой момент — если у вас есть одноразовая таблетка-картридж, розетка не нужна»

Основатель компании-производителя зарядок на топливных элементах — о том, как большая наука дружит с коммерцией, насколько важен дизайн батарейки и для чего ей партнерство с «Евросетью»
Мария
Щербакова
Генеральный директор
компании «ХэндиПауэр»

— Как появилась ваша компания?

— Она была создана в 2012 году. Тогда только появившийся Центр трансфера технологий РАН и РОСНАНО, в котором я работала, искал в институтах РАН интересные разработки для дальнейшей коммерциализации. Менеджеры нашего центра ездили по институтам, знакомились с научными группами и оценивали их разработки. Так мы узнали об изобретении сотрудников Объединенного института высоких температур РАН. Под руководством Евгения Иосифовича Школьникова научная группа создала портативное зарядное устройство на топливных элементах, где топливом являются экологически безопасные и дешевые материалы: порошок алюминия и вода. Я познакомилась с учеными, и мы решили продвигать проект дальше. Мы создали компанию «ХэндиПауэр», ее соучредителями являются ОИВТ и Центр трансфера технологий.

— Когда вы говорите «мы», кого имеете в виду? Расскажите о вашей команде.

— Евгений Школьников работает директором по науке и руководит научной группой, а в ОИВТ он заведуют отделением алюминоэнергетики. Научные специалисты из института занимаются разработкой нашего устройства. Кроме того, у нас есть специалисты с бизнес-компетенциями — это я и инвестиционный менеджер Ринат Нафиков. Мы занимаемся привлечением инвестиций, взаимодействием с нашими потенциальными потребителями, операционным управлением компанией, работаем с заказчиками. Над проектами в той или иной степени задействованы примерно 10 человек.

— В одном из интервью вы сказали, что прототип вашего зарядного устройства выглядел недостаточно привлекательно, чтобы вывести его на рынок. Сейчас вы решили эту проблему?

— Да, эта проблема решена. Мы сотрудничаем с крупнейшей российской компанией SmirnovDesign, которая занимается промышленным дизайном высокотехнологичных устройств. Специалисты этой фирмы провели исследование и изучили ожидания нашей целевой аудитории. Первый продукт, с которым мы хотим выйти на рынок, — это портативное зарядное устройство для смартфонов. Основными потребителями таких зарядок являются бизнесмены, которые постоянно находятся в движении из-за встреч и переговоров, журналисты, курьеры и туристы — все те, кто много перемещается и часто не находит время на подзарядку гаджетов. Основной критерий для таких пользователей — легкость и компактность устройства. Разрабатывая дизайн, мы учли эти моменты. Наше устройство компактно, мало весит и помещается в любой карман.

— Помимо компаний, которые выпускают похожие продукты, есть те, кто производит чехлы-аккумуляторы для смартфонов и другие устройства для быстрой подзарядки. Чем ваше устройство отличается от них?

Если говорить о компаниях, которые занимаются созданием зарядок на топливных элементах, то у нас есть несколько преимуществ. Во-первых, наши зарубежные конкуренты почти не представлены на российском рынке. Кроме того, устройства-аналоги обычно дороже, в них используется менее экологичное и более опасное топливо, в то время как мы используем безвредный алюминиевый порошок.

—  Также отличается энергоемкость, размеры устройства и вес. Если сравнивать нас с обычными зарядными устройствами и аккумуляторами, то это вообще разные сегменты и разные потребители. Дело в том, что все аккумуляторные устройства тоже необходимо заряжать в розетке. И если они долго лежат и не используются, то разряжаются со временем. Кроме того, такие зарядки много весят, устройства на топливных элементах намного легче. Мы отличаемся тем, что создаем продукт, который работает в любой момент, — если у вас есть одноразовая таблетка-картридж, розетка не нужна.

Первый продукт, с которым мы хотим выйти на рынок — это портативное зарядное устройство для смартфонов.

— Что пришлось преодолеть за два года существования компании?

— Если говорить о технологических трудностях, то все они связаны с превращением лабораторной технологии в промышленный образец. Однако основная трудность вплоть до настоящего момента — это привлечение финансирования. У нас ушло два года на то, чтобы привлечь первый транш от инвесторов — нанотехнологических центров «Дубна» и «Сигма. Новосибирск». На эти деньги мы сделали дизайн нашего устройства. Следующий транш поступил в конце прошлого года, и сейчас мы ждем новый раунд инвестиций. Полученные деньги пойдут на промышленный инжиниринг нашей зарядки. В целом мы планируем привлечь до $500 тыс. до выхода продукта на рынок.

— Какие следующие шаги нужно предпринять, чтобы ваш продукт вышел на рынок?

— Нам надо закончить промышленный прототип, выпустить небольшую серию зарядок, распространить ее по магазинам (мы хотим сотрудничать с крупными сетями вроде «Связного» и «Евросети») и открыть онлайн-магазин, а дальше надо смотреть, как пойдут продажи. Также мы хотим разместить наш проект на какой-нибудь краудфандинговой площадке, чтобы набрать покупателей и заказы и привлечь дополнительные инвестиции.

— Как вы думаете, в какой сфере помимо зарядок для портативных устройств может применяться ваша разработка?

— У зарядных устройств на топливных элементах огромная сфера применения: зарядки для портативных устройств, аккумуляторы для автомобилей, генераторы на топливных элементах, резервные источники питания, устройства для военных, работающих в чрезвычайных условиях, встроенные элементы в робототехнику и т.д.

Мы сейчас работаем над несколькими вариантами. Во-первых, мы хотим создать портативное, но более мощное устройство, которое сможет заряжать ноутбуки и другие виды мощной электроники. Во-вторых, мы работаем над технологией для зарядки автомобилей и стационарных установок. Надеюсь, наши устройства можно будет использовать как резервные источники питания для энергоснабжения.